В 2024 году компания «ВАД» завершила семилетний период испытаний асфальтобетонного покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона ЩМА-30 по собственному стандарту для дорог с высокой интенсивностью движения. Прогноз технологов подтвердился: спустя годы активной эксплуатации участок трассы А-181 «Скандинавия» продемонстрировал хорошую устойчивость к износу от шипованной резины и показал, что при относительно небольшом удорожании можно увеличить срок службы дорожного покрытия.
В Северо-Западном регионе России на автодорогах с высокой интенсивностью движения, например, М-10 «Россия», Р-21 «Кола», А-181 «Скандинавия», КАД, основной причиной дефектов становятся не пластические деформации от движения тяжелого автотранспорта, а абразивный износ покрытия от шипованных шин легковых автомобилей. Чтобы повысить устойчивость дорог к образованию колеи, в компании «ВАД» в 2012 году разработали собственный стандарт организации (СТО) на щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси – ЩМА-30.
«Традиционно на дорогах с интенсивным движением для верхнего слоя асфальтобетонного покрытия используется смесь ЩМА-15 и ЩМА-20. Она обеспечивает сдвигоустойчивость, трещиностойкость и, самое важное, – устойчивость к износу от шипованной резины. Чем крупнее щебень в смеси, тем более высокой стойкостью к износу обладает покрытие из неё. При этом само покрытие тоже автоматически будет толще. Если стандартная толщина составляет 5 см, то для ЩМА-30 требуется толщина 6 см, а значит 1 квадратный метр покрытия будет на 10% дороже, – поясняет главный технолог АО «ВАД» Дмитрий Пахаренко. – Собственный стандарт был нужен, чтобы выйти за рамки ГОСТ 31015 и запроектировать более крупную смесь, способную лучше противостоять стальным шипам автомобильных шин».
Применение СТО на ЩМА-30 было согласовано Федеральным дорожным агентством, и в 2017 году на трассе А-181 «Скандинавия» с 47 по 65 км был устроен первый участок покрытия. Спустя семь лет, в 2024 году глубина колеи на этом участке находится в допустимых пределах и составляет около 12-14 мм. Для сравнения, на соседнем участке трассы «Скандинавии» применялся стандартный ЩМА-20 по ГОСТ 31015. В 2024 году слой дорожного покрытия здесь пришлось заменить, так как глубина колеи достигла предельно допустимой величины 20 мм. Таким образом, ЩМА-30 по СТО «ВАД» превзошёл по долговечности ГОСТовский ЩМА-20 как минимум на 1 год.
В настоящее время действуют новые ГОСТы на щебеночно-мастичные асфальтобетоны, в которых преемником ЩМА-30 по СТО «ВАД» стали асфальтобетоны ЩМА-22 и SMA-22. «Применение технологии может быть эффективным на трассах с высоким трафиком: соотношение затрат и достигаемого результата остаётся экономически оправданным. Наш прогноз подтвердился», – резюмирует Дмитрий Пахаренко.